четверг, 12 августа 2010 г.

субъективно об объективных вещах

и опять про фотографию! На сей раз, повествование будет про объективы.
Как известно, наличие зеркальной фотокамеры (SLR) подразумевает использование сменных объективов, в результате чего создается свобода выбора оптимальной оптической системы для создания той или иной фотографии.
Тут неплохо бы напомнить несколько простых и очевидных вещей:
во-первых, объективы бывают с фиксированным фокусным расстоянием и с переменным, так называемые "зум" (zoom) объективы. Сделать объектив на фиксированное фокусное расстояние всегда проще, чем зум и поэтому объективы с фиксированным фокусом всегда дешевле, меньше и как правило светосильнее, чем аналогичные зумы.
во-вторых, фокусные расстояния можно разделить на три вида: нормальные (40-55 мм), широкоугольные (от 35 мм и меньше, то есть изображение как бы уменьшается) и телефото (от 70 мм и выше, то есть изображение увеличивается и приближается). Когда говорят 10-кратный оптический зум (в рекламе), то это вовсе не означает, что он будет увеличивать вам изображение в 10 раз. Например, 24-240 мм объектив будет вам увеличивать примерно в 5 раз (240 : нормальные 50мм = почти 5).
в-третьих, светосила объектива, то есть его способность снимать при наименьшем освещении с той же скоростью затвора, определяется значениями максимально открытой диафрагмы (числа f, чем они меньше, тем больше светосила). Дешевые объективы открываются обычно до f3.5 или f5.6 на максимальном фокусном расстоянии, если это зум, хорошие же до f2.8-1.2. Стоит заметить, что проще всего делать объективы с нормальным фокусным расстоянием, поэтому существуют очень дешевый Nikkor 50мм/f1.8 и относительно недорогой Nikkor 50мм/f1.2. Уход в ту или иную сторону фокусных расстояний ведет к удорожанию объектива при той же светосиле.
в-четвертых, в подавляющем большинстве цифровых фотокамер размер сенсора (матрицы) существенно меньше, чем обычный кадр 35мм пленки (в цифровых зеркалках он примерно в 1.5 раза меньше). Отсюда следует, что кажущееся фокусное расстояние оказывается большим в соответственно 1.5 или более раз. Поэтому в таких и более дешевых камерах используются часто более короткофокусные объективы, чем в нормальной фотографии (с полным размером кадра). Например, вместо 50мм нужен 35мм. Ввиду большей широкоугольности повышается глубина резкости на фотографиях, в сравнении "эквивалентных" с нормальными. Это в общем неплохо, но забавно то, что обладатели таких камер часто вожделеют к противоположному - эффекту малой глубины резкости, который, как известно, усиливается с увеличением фокусного расстояния, большим раскрытием диафрагмы и, что многие забывают, с уменьшением расстояния до снимаемого объекта.
в-пятых, это все мелочь. На самом деле даже так называемый full frame, это в обиходе кадр 35мм пленки (24х36мм), примерно в 2.6 раза меньший чем существующий средний формат (6х6 см) или нормальные форматные пленки (с размером кадра как минимум 10х13 см), в которых разумеется требуется гораздо более длиннофокусная оптика, что ведет к более выдающимся эффектам глубины резкости да и в общем-то много чему еще. Считается, что 35мм - это формат максимум любителя. Более крупные - удел профессионалов и настоящих художников (ну или просто фанатов). К примеру снимать ландшафты рекомендуется как минимум на средний формат, если конечно вы хотите, чтобы они впечатлили большое количество людей.
С другой стороны, для интернета и домашней коллекции фотографий в компьютере, вполне достаточно цифровой камеры с разрешением около 5-6 мПикс. Чем большинство людей и довольствуется. Даже не подозревая, что такое настоящая фотография :)
...
После столь длительного вступления, перейду наконец к перечислению своего "богатства". Так уж получилось, что покупаю я часто интуитивно, просто потому что хочется. Я не читаю обзоры, а если и читаю, то не те. Так что о качестве продукта сужу уже сам, получив его. Не имея никаких объективов сейчас и начиная с нуля, я бы купил наверное другой комплект, состоящий из трех с фиксированным фокусом (типа 24мм, 50мм, 135мм) и был бы счастлив. Но наверное это удел многих начинающих - совершать ошибки. Надеюсь, что прочитавшие этот текст их не будут совершать.

Моим первым объективом стал Nikkor 35-70 mm/f3.5-4.8 AI, входивший в комплект с моей первой настоящей камерой - Nikon FM10. Несколько забавно, что некоторые относят этот объектив в 10ку худших от Никона. Что касается меня, то я не могу сказать, что он совсем плох. Я достаточно долго фотографировал только на него и могу сказать, что в нем есть все, что нужно начинающему фотографу: стандартное фокусное расстояние 50мм, чуток широугольности и на 70мм можно делать портреты (на 50мм разумеется тоже). Есть некое макро, позволяющее к примеру сфотографировать шмеля и, естественно, боке выглядит поприятнее, чем на цифровых фотокамерах. Чтобы не быть голословным, вот пример:

вереск, пленка Fuji Superia 400, фокусное расстояние 70 мм.
Еще пара фото уже описывались здесь.
Моим следующим объективом стал Nikkor 50 mm/f1.8 AF-D, подаренный мне на Новый 2010 год. До этого я тоже им пользовался, одалживая у одной хорошей знакомой, благодаря чему смог вовсю оценить прелести его использования и полюбить этого малыша. Это один из лучших объективов по соотношению качество/цена - отличная четкость, светосила, небольшой размер, минимальные геометрические искажения. Раньше такие объективы шли в составе комплекта с новой фотокамерой. Но времена изменились и теперь вместо них зумы. Для меня этот объектив с успехом заменил 35-70 и наверное любой из зумов средних величин фокусных расстояний. Нужно приблизиться - сделай пару шагов вперед, поместить больше в кадр - отступи чуток назад. Разумеется, не всегда есть куда идти, но... если некуда идти, то стоит ли делать кадр? Этот объектив долгое время был основным на FM10, перекочевав сейчас на F80. Пожалуй, он вполне неплох и для небольшого макро, всегда годится при съемке на пленку с низкой чувствительностью, например, слайдовую. Если бы я потерял всю свою оптику сейчас и начинал бы все приобретать с нуля, то этот был бы первым (и возможно единственным) в списке.
После того как данный объектив приобрел место на F80, мне захотелось найти еще один аналогичный для FM10 (ну чтобы не мучиться с перестановкой) и я купил Nikon E 50mm/f1.8с ручным фокусом, примерно 30 летней давности. По свойствам он мало отличается от автофокусной модели, по качеству оптики тоже нет, разве что чуть меньше по размеру и чуть похуже для макро.

примеры "универсальности" объективов с фокусным расстоянием 50 мм:

пейзаж (пленка Fuji Velvia 100F)

портрет (пленка Fuji Superia 200)

"стандартное" фото (пленка Fuji Velvia 100F)
пара примеров "макро" на этот объектив тут и тут.

Что у меня есть еще? Оказывается, еще кое-что. Это еще один зум, купленный для и вместе с камерой F80 - Nikkor 28-80 mm/f3.3-5.6 AF-G. Кстати как и 50мм, входит в десятку лучших объективов от Никона. Почему? Очень низкая цена (я купил за 70 фунтов), хорошая четкость, легкость, небольшой размер и... очень неплохое макро (30 см на 80мм), достаточное наверно для всех моих нужд. Собственно, в основном я его и использую на 50мм и 80мм с макро. Светосила невелика, но вполне достаточна для дневной съемки.
Примеры:

портрет на 80мм/f5.6
и пример макро.
28 мм на этом объективе я не использую. Почему? Потому что у меня есть Tokina AF193 19-35 mm/ f3.5-4.5, который я могу использовать на 19 мм. Почему на таком широком угле? Да потому что попробовав его, вы вряд ли захотите использовать большие фокусные расстояния. Ну разве что 24 мм иногда, ради приличия :) Хотя стоит признать, что делать действительно интересные и хорошие фотографии на широкоугольные объективы сложно. Лично я использую этот объектив достаточно редко, раз в несколько месяцев. Он достаточно крупный и тяжелый, хотя раза в два-три дешевле аналогичного никоновского 18-35 мм. Долгое время я был одержим идеей сделать интересный широкоугольный портрет и вот что из этого вышло:


также можно делать необычно выглядящие обычные места:




Наконец, последним моим приобретением стал Nikkor 135 mm/f2.8 AI, объектив с ручным фокусом и пригодный как для портретов, так и просто для фотографий удаленных предметов и живых существ, например, птиц. Разумеется, боке на таком фокусном расстоянии должно выглядеть несколько более симпатично, чем на том же 50 мм. Например вот так:


достаточно хорошая четкость и немного объемное боке. К сожалению, больше сказать об этом объективе ничего не могу, поскольку только недавно его приобрел. Несомненно, примеры его удачного использования не заставят себя ждать, в достаточно близком будущем.
На сем, пожалуй, пора закончить рассказ о моей "технике", - думается, что добавлять уже ничего не придется.

Комментариев нет: