вторник, 10 августа 2010 г.

про технику (или про эволюцию)

весьма вероятно, что моему немногочисленному воображаемому читателю будет интересно, какого плана техника используется мною при создании фотографий. Неважно, насколько они хороши или плохи, а важно, что же почитается таким человеком как я, который имеет смелость писать эссе о фотографии и делиться так называемым опытом?
Разумеется, не только вышеупомянутого читателя, чье существование постулировано, хочу я порадовать. Разумеется, и себя самого. Как же может быть не интересно перебрать в памяти игрушки, уже исчезнувшие, наряду с теми, которые у меня сейчас.
...в детстве фотографией я не увлекался. Этим занимался папа, с которым иногда я проводил темные зимние вечера, в основном созерцая довольно хитрый процесс превращения бумажек в черно-белые изображения. Учиться снимать мне никто не предлагал, возможно ввиду не очень простого для ребенка управления советским Зенитом, возможно из-за дороговизны пленки, а может и еще чего - тут я просто додумываю.
Прошло время, я уже был студентом и в одно из лет начала тысячелетия почему-то подумалось, а отчего бы и не купить пленочную камеру для собственных нужд. Чтобы было. Выбор в местном магазинчике был худосочный, денег у студента мало и пал он на небольшую мыльницу Rekam, якобы канадского производства. Снимать было довольно просто, снимки вполне удовлетворительные, правда, раз-два зажевалась пленка. Так получилась моя первая мультиэкспозиция. Что знаменательно, было это во время поездки в Енисейск, году в 2001. Сейчас я тоже делаю мультиэкспозиции, но намеренно, поэтому они намного интереснее. Это же фото представляет разве что исторический интерес:


Спустя некоторое время я попал в НИИ, где впоследствии выполнил дипломную работу и защитил кандидатскую диссертацию. За это время я успел обзавестись двумя, вернее тремя камерами, уже цифровыми:
первой стала некая Olympus c-1u или что-то в этом роде. Завлабу ее подарил сын, завлаб передарил моему научному руководителю, который передарил ее мне или что-то в этом роде. Камера была одной из примитивных мыльниц с сенсором в 1.3 мПикс и весьма жадным энергопотреблением. Разумеется, с появлением цифровых фотокамер многие обыватели, в числе коих был и я, посчитали, что пленка является более примитивной технологией и скоро умрет. Снимал на этот олимпус я наверное столько же, сколько и на предыдущий Рекам, качество снимков явно было не лучше...в общем-то и похвастаться тут почти нечем. Из тех снимков мало что сохранилось, наверное к лучшему.
Что было дальше? А дальше время стало немного меняться, достаточно неплохие камеры начинали становиться доступными и, по совету знакомого, я обзавелся Fuji S5600, небольшой переходного плана (между мыльницей и зеркальной) фотокамерой, с сенсором 1/2.5" и неплохим зумом. Как сейчас я понимаю, в камере было (и есть) еще много чего неплохого и, примерно с месяц назад, взяв ее в руки снова, я понял, что все еще могу с ее помощью делать неплохие снимки, удовлетворяющие меня сегодняшнего. Плюсы камеры - масса режимов, в том числе ручной или например брекетинг диафрагмы, неплохая цветопередача (есть претензии разве что к зеленому спектру, но это у многих цифровых камер хромает), очень неплохой черно-белый режим в камере, достаточно четкая оптика. Минусы - стандартная медлительность, в основном.
как пример, приведу одну фотографию:

ISO 64, f5, 1/160 sec, focal length 6.3mm (35mm eq. 39mm)
цветопередача вполне удовлетворительная, разве что сам размер фотографии невелик, но для интернета - самое то. Не совсем понятно для чего людям камеры с числом мегапикселей больше чем 5-6, когда почти никто не печатает фото формата хотя бы А4.
третьей камерой стала мыльница Canon IXUS 860 IS, которую я купил в основном для родных. К достоинствам можно отнести компактность, не утратившую актуальность и поныне, неплохую цветопередачу и достаточно умный процессор в автоматическом режиме. Оптика, разумеется, несколько хуже чем в предыдущей, но больше возможностей для ночной съемки без штатива. В свое время я ее отложил, предпочитая Фуджи за оптику, но недавно снова стал с ней играться. Образец фото:

где-то в Москве, кажется на улице Большой Ордынке.Случайно проходил мимо и обратил внимание на небо.

Следующей и, последней для меня цифровой фотокамерой, стала Fuji S100FS. Камера, благодаря которой, во-первых, я отошел от фотографии просто птиц, стал больше думать как снимать и впервые услышал про названия слайдовых пленок таких как Velvia или Provia. Возможно, именно использование этой камеры навело меня на мысли попробовать снимать на пленку и, впоследствии сравнение с ней убедило меня отказаться от съемок на "цифру". Эту камеру отличало (и отличает) достаточно большой размер, сопоставимый с таковым у цифровой зеркальной фотокамеры (вес почти 1 кг), объектив с эквивалентом 35мм 30-430 мм/2.8-5.6, больший чем у S5600 сенсор (2/3", кроп фактор примерно 4), как следствие, - большая легкость в получении вожделенного многими начинающими эффекта малой глубины резкости. Эта камера, уже снятая с производства, позволяет делать снимки сопоставимые с качеством таковых на цифровых зеркальных фотоаппаратах с матрицей 24х16, таких как Никон D40-D90, например вот таких:
"другая сторона улицы" (2009)

Главное же, эта камера позволила понять, чего мне не хватает. Поначалу это были отсутствие достаточно удобного ручного фокуса (такого как в настоящих камерах), цифровой видоискатель, а впоследствии - уже при сравнении с фотографиями на пленку - не такая приятная цветопередача. Все это привело к тому, что я решил прекратить снимать на эту камеру.
Итак, круг потихоньку замыкается, если смотреть снизу/сверху или же спираль приобретает новый виток, характеризуя то, что примерно год назад я обзавелся своей первой настоящей камерой - Nikon FM10. Об этом я уже писал, добавлю только, что до сих пор получаю удовольствие от ее использования. В камере все удобно, нет ничего лишнего и почему-то не возникает ощущения, что каких-то функций не хватает. Все предельно просто: центр-взвешенный экспонометр, кольцо диафрагмы, механизм для установки скорости затвора и чувствительности пленки, рычаг перемотки и кнопка спуска затвора. Что еще нужно? Никаких тебе кнопок "вкл/выкл" и прочих ненужных функций. К минусам можно отнести разве что неполную совместимость с современными примитивизированными объективами и немного слишком пластиковый корпус камеры.
Именно желание увеличить совместимость с современными объективами и интерес попробовать пленочную камеру с электронным управлением (и пресловутым матричными экспозамером) побудили меня купить Nikon F80. Ну и разве что цена - около 200 евро за новую камеру такого уровня, - не так плохо. Что мне дала F80? В сравнении с FM10 - немного. Возможно, не используй я матричного экспозамера, мои снимки на слайды были бы менее удачными. Возможно, я стал несколько иначе относиться к мультиэкспозиции и стал придумывать для нее сюжеты заранее. Обе камеры в чем-то дополняют друг друга, имея в два раза большую совместимость с объективами, нежели каждая по отдельности. Обе эти камеры смогла бы заменить сейчас разве что пленочная камера Nikon профессионального уровня, такая как F4, F5 или F6, которую характеризуют как лучшую 35мм камеру, когда-либо созданную Nikon (где-то у Кена Роквелла).
Смогла ли их заменить цифровая камера? Возможно, что-нибудь вроде D700 или D3, стоящие как подержанная среднеформатная камера Mamya 7 с полным комплектом объективов.
Что же дальше? Средний и более крупные форматы манят, как остров Лапута человека, незнакомого с его обитателями. В данный момент можно подытожить, что с 35мм я еще не наигрался. А вообще, тут в Ирландии даже непонятно, проявляют ли тут слайды или нет и в каком качестве. Возможно, что через недельку отпишусь, что получится.
Пожалуй, тут можно закончить эту запись. Но возвращаясь к "воображаемым" читателям, наверное нужно добавить еще, каков у меня комплект объективов. Он уже таков, что скоро можно будет рассказывать отдельные истории про каждый из них. Пожалуй, это и станет одной из следующих записей - с примерами, разумеется.

 

Комментариев нет: