суббота, 22 августа 2015 г.

научный промискуитет (термин)

Есть такой типаж ученого деятеля или научного работника (выбирайте, что ближе по душе):
человек, готовый ввязываться во все проекты и коллаборации (совместные работы) подряд, без разбора и определенного плана. Это может принимать совершенно разные формы и развиваться вполне безобидно: коллега просит о помощи с реактивом, экспериментом, работой на приборе и  человек с синдромом "научного промискуитета" (далее - Н.П.) готов всячески помочь. Со временем, синдром Н.П. может принимать формы бесконтрольной активности, с минимальной (или ее полным отсутствием) пользой для лаборатории, приводящей к хаосу в научной работе и потере ее главного направления (что чревато потерей финансирования и места работы), бессистемным коллаборациям и постепенному переходу в разряд второстепенных авторов во второстепенных научных журналах.
Чем это плохо? разрушением и развращением микро-климата лаборатории, невозможности учить подрастающее поколение (аспирантов, студентов и проч.) и постепенным исчезновением "научной школы" - уникального набора научно-технически-интеллектуальных достижений и "ноу-хау" лаборатории, придающих ей индивидуальность и право на существование.

Так, казалось бы, из подающих надежды молодых ученых получаются стареющие постдоки. Что же делать с коллаборациями и коллегами, страждущими о помощи? Конечно, помогать (по мере возможности) - указывать на более простые и эффективные способы решить проблему (и на людей, которые могут быть более компетентными), уважать свой собственный приоритет (или своей лаборатории), реалистично распределять временные ресурсы и... стараться все-таки быть чуть более разборчивым в выборе научных партнеров, приводящих к взаимовыгодному сотрудничеству.

Комментариев нет: