понедельник, 15 октября 2007 г.

Выдуманная история

Посвящается «вам»

1.

Недавно я осматривал свои некоторые старые рисунки и обнаружил на одном из них тебя. Рисунок старый – примерно 9-12-летней давности, карандашом, довольно неумелый, но собственно, как и все мои упражнения в изобразительном искусстве, когда мне было за двадцать и я был молод… однако по нему можно судить, что я тогда чувствовал и как мне было одиноко на всем белом свете. Странно, но такая казалось бы мелочь заставила меня снова обратиться к своему прошлому, нашим «отношениям» и тому, каким чувствительным я был когда-то.

Я долго смотрю на рисунок, затем перестаю видеть окружающее, закрываю глаза и вижу тебя: твои небесно голубые глаза, таящие в себе бесконечность, легкую одежду с грязными рукавами и как тебе холодно… да! – это было осенью, в то самое время года, когда все тепло мира куда-то исчезает, концентрируясь лишь в отдельных и ярко освещенных местах и наступает холод, холод, который входит в привычку и изменяющий цвет кожи до бледно-серого.

2.

Мы познакомились, когда вместе ехали в поезде до Петербурга. Поразительно, как близко могут находиться два настолько близких человека и не знать о существовании друг друга! Двух-трех минут, проведенных вместе, оказалось достаточно, чтобы мы поняли, как же нам интересно и легко общаться друг с другом, а за два дня с нами стало что-то происходить, что-то прекрасное. Говоря о «нас» я имею прежде всего себя, разумеется. Но почему-то мне хочется думать и говорить именно во множественном числе.

Потом я уехал по работе и стал писать тебе письма, искреннее которых, наверное, уже никогда не напишу. Ответы, которые я получал (а они были), а также короткие телефонные разговоры были, хоть и несколько необычны, но все больше уверяли меня в светлом будущем, придавали оптимизма и, в общем, я все больше и больше… нет, не буду произносить этого слова.

Приехав всего через месяц, лучше сказать «прилетев», я поначалу не замечал того, что что-то все же не так, как оно кажется. Может, твои глаза говорили, а может, и моя интуиция. Уже в аэропорту, где ты меня встретила, я почувствовал некую холодность и незримое присутствие кого-то еще. Да, так оно и оказалось. Когда ты вдруг сорвалась по неотложному делу, я все понял. На следующий день все объяснилось, просто и чудовищно. Оказалось, что ты любишь другого человека и разделяешь такие понятия как «влюбленность» и «любовь».

Даже сейчас, спустя столько времени, мне грустно об этом писать, о том, что со мной потом творилось. Общеизвестно, что происходит с человеком, когда внезапно ему разбивают сердце и он не знает, что ему делать с чувством, прекрасным чувством, которое могло бы привести к счастью, но внезапно оказывается совершенно бесполезным и никому не нужным. Кто-то говорит, что в таких случаях между людьми рвутся невидимые нити и поэтому это так тяжело. Неправда, - мне кажется, что мои нити так и остались висеть, дергая мое сердце и вызывая боль, при каждом воспоминании о тебе. Чтобы как-то облегчить себе жизнь, я удалил все твои фото, перечитал и стер все письма, но ничего не получалось.

И я уехал. Уехал, понимая, что находясь рядом с тобой я попросту сойду с ума, - потому что не вижу тебя ни в какой другой роли, кроме роли любимой. Возможно, я был неправ.

3.

После отъезда я смог защитить диплом и уехать на другое место работы, - в другую страну, подальше. Поддерживая контакты с друзьями и родственниками, я ничего не знал о тебе, о том, как ты жила дальше, отдельно от меня. Случайно, снова оказавшись в городе на Неве спустя пять лет я встретил своего старого приятеля, от которого услышал чудовищную по своей грубости и обыденности историю. Оказалось, что ты вышла замуж за своего «любимого», однако брак не был удачен. Через несколько лет он ушел от тебя, а ты так и осталась одна, предаваясь тоске по нему. Я узнал, что примерно в то же время ты стала принимать наркотики, постепенно опустилась и погибла от банальной (если уместно такое слово) передозировки героином. Сложно сказать, что ты искала и что ты нашла, -руководствуясь только рассказом моего приятеля и моими воспоминаниями.

Я узнал, где находится твоя могила и посетил ее. Скромный портрет на черном камне отдаленно напоминал о том, что ты когда-то была живой и прекрасной. Я узнал, где живет твой любимый и посетил его место обитания. После долгого звонка в дверь мне открыл небритый сухощавый тип высокого роста, назвавшийся Александром. На вопрос «кто я такой и что мне нужно?» я не ответил, отстранил его, прошел в грязную неприбранную квартиру, заметил, что из комнаты, напоминающей спальню, раздавался женский голос, повернулся вслед идущему мне Александру и…

Мне удалось прийти и уйти относительно незаметно, наоборот, это я обратил внимание на одну маленькую деталь. Уходя в бахилах по мокрому от крови полу я посмотрел на окно, единственное в полутемной комнате. На улице были сумерки, часов пять пополудни, небо было затянуто серостью, но вдалеке была видна церковь, - примерно такая, какую ты мне показывала когда-то.

Я вышел из подъезда, когда начинался холодный октябрьский дождь.

11.10.07

5 комментариев:

Анонимный комментирует...

Рус, это ужасно.
Написан отлично.
Кажется, я начинаю понимать твою сущность

Анонимный комментирует...

Руслан, написано-мастерски!
Много грусти... очень много грусти...печальный след прошлого... не позволяй ему вести тебя в будущее...

Unknown комментирует...

Привет, Руслан!
Вот и я прочитал твой рассказ на досуге. И должен сказать, что мне не понравилось. Очень много банальностей и клише - и в сюжете, и в языке; совершенно неуместными кажутся частые кавычки, некоторые места воспринимаются как наспех присочинённые, вследствие чего возникает мысль об общей неискренности рассказчика.
Короче, есть над чем поработать, но одно место мне очень понравилось. Одна единственная фраза, про нити, которые так и остались висеть, причиняя боль. Это здорово. Если бы так же был написан весь остальной текст - я бы сказал, что ты - гений.
Всё остальное - шлак.
Не обижайся - я мизантропически строгий критик, а короткая проза - самый сложный жанр. Разумеется, всё сейчас сказанное - моё субъективное мнение и в действительности всё совсем не так.
В.Б.

Ruslan комментирует...

Дорогой Вова. Спасибо за комментарий, меня он совершенно не обидел, а наоборот, - порадовал. Ты хороший читатель ;-)

Анонимный комментирует...

А я-то думал, что Вы сей экземпляр литературных потуг убрали по известной причине... Ну да Вы, сударь, вправе сами решать, с какой стороны себя являть свету... Вам бы uber-драматичные сценарии к мыльным операм писать...