суббота, 22 августа 2015 г.

"to the best of our knowledge"

Что-то частенько стала попадаться такая вот фраза (заглавие), в реферируемых и опубликованных научных статьях. Кошмар какой-то, - это невежество, постепенно переходящее в разряд официально принятой догмы. Общеизвестно, что объем публикуемой информации все растет и растет и оно действительно становится все сложнее читать (и знать) все и обо всем, даже в весьма узких областях знания - что уж тут говорить о модных междисциплинарных изысканиях? Но такое ощущение, что народ (ученый народ, конечно), намеренно в массе своей погрязает в невежестве, отказываясь например пользоваться Google Scholar вдобавок (или вместо) Pubmed. Народ стал ленивее - пользуется Твиттером, социальными сетями, но при этом все меньше читает. Оба последних раза, когда я встречал вышеупомянутое высказывание, оно скрывало невежество или попытку самооправдания авторов, причем один раз в супер престижном химико-биологическом журнале. Читая и слушая людей на конференциях, приходишь к мысли, что большинство "великих" и знаменитых в наше время - те еще невежды.

А с другой стороны, все не так плохо: ведь, если твои конкуренты знают меньше, им же хуже. Это ввергнет их в отставание. Возможно, это всего лишь временный кризис и очень скоро станет снова модно знать все. 

научный промискуитет (термин)

Есть такой типаж ученого деятеля или научного работника (выбирайте, что ближе по душе):
человек, готовый ввязываться во все проекты и коллаборации (совместные работы) подряд, без разбора и определенного плана. Это может принимать совершенно разные формы и развиваться вполне безобидно: коллега просит о помощи с реактивом, экспериментом, работой на приборе и  человек с синдромом "научного промискуитета" (далее - Н.П.) готов всячески помочь. Со временем, синдром Н.П. может принимать формы бесконтрольной активности, с минимальной (или ее полным отсутствием) пользой для лаборатории, приводящей к хаосу в научной работе и потере ее главного направления (что чревато потерей финансирования и места работы), бессистемным коллаборациям и постепенному переходу в разряд второстепенных авторов во второстепенных научных журналах.
Чем это плохо? разрушением и развращением микро-климата лаборатории, невозможности учить подрастающее поколение (аспирантов, студентов и проч.) и постепенным исчезновением "научной школы" - уникального набора научно-технически-интеллектуальных достижений и "ноу-хау" лаборатории, придающих ей индивидуальность и право на существование.

Так, казалось бы, из подающих надежды молодых ученых получаются стареющие постдоки. Что же делать с коллаборациями и коллегами, страждущими о помощи? Конечно, помогать (по мере возможности) - указывать на более простые и эффективные способы решить проблему (и на людей, которые могут быть более компетентными), уважать свой собственный приоритет (или своей лаборатории), реалистично распределять временные ресурсы и... стараться все-таки быть чуть более разборчивым в выборе научных партнеров, приводящих к взаимовыгодному сотрудничеству.

август 2015

Очередное возвращение к записям в блоге - периодически в голову приходят мысли, но только спорадически они доживают до момента "свободного времени". Например, было бы неплохо сделать запись о том, что такое "блог", каков он - вчера, сегодня и завтра? В каком-то смысле, в его извечной идее (как оно мне видится), это должна быть мини-энциклопедия русской  просто жизни обывателя, всемерно талантливого, будь то в литературном, изобразительном, музыкальном, танцевальном или небось еще каком-то виде(ах) искусства (подчас успешного в нескольких одновременно), образованного и идущего в ногу со временем, пишущего потому скрупулезные и объективные слова на тему политики, нравственности, науки и прочих злободневных тем и, конечно, периодически рассказывать о путешествиях и других случайно-интересно-познавательных вещах. Так было бы идеально (у каждого свои идеалы), а вот у такого "автора" как я, пожалуй, выходят только огрызки, кожура, да шелуха от идеальных записей. Хотя в этом мусоре, наверное, тоже есть своя прелесть, пусть и сомнительная (а что сейчас не сомнительное?).

По поводу "ног" и "времени" еще много чего можно написать, благо оно еще есть (в будущем).

А пока хотел бы обозначить (возродить) тему размышлений на тему ученой жизни или жизни ученого. Постараюсь, конечно, абстрагироваться от реалий, чтобы приблизиться к более менее абсолютным и глобально важным истинам. Жизнь, она ведь большей частью протекает на работе и в работе, так что не стоит ее умалять. В общем, предваряю серию спорадических коротких околонаучных записей.

воскресенье, 2 августа 2015 г.

еще немного фотографий Нового Орлеана (старое, декабрь 2013)

Пытаясь оживить и приукрасить сей дневник, заметил отсутствие самых интересных фотографий, сделанных в мою поездку в Новый Орлеан в декабре 2013. Это конечно же неправильно. 

Вот небольшая подборка - на сей раз, средний формат (Техасская Лейка - Fuji GW670III, пленка Kodak Ektar):

 1.

2.

 3.

 4.

5.

 6.

 7.

 8.

 9.

 10.

 11.

12. (последний кадр с пленки).

цитата

"There is that scent in the air, of going back to school, of beginning again and reconfirming the order that exists. He wants to feel good, he always used to feel good at every turning of the year, every vacation or the end of vacation, every new sheet on the calendar: but his adult life has proved to have no seasons, only changes of weather, and the older he gets, the less weather interests him."
John Updike, "Rabbit Redux"

мой перевод:
"Появляется этот запах в воздухе, запах возвращения в школу, запах нового начала и подтверждения существующего порядка. Он хочет хорошего самочувствия, он всегда себя хорошо чувствовал с каждым наступлением года, каждым отпуском или его окончанием, с каждым новым листком календаря: но его взрослая жизнь показала, что времен года не бывает, а есть только изменения погоды. И чем старше он становится, тем менее погода его интересует".
Джон Апдайк, Кролик успокоился (роман).